Как работает ломовоз?
При перевозке металлолома используется специализированная автотехника, которая носит название ломовоза. Подобный транспорт применяют также при транспортировке других грузов, в частности мусора, строительных материалов.
Конструктивные особенности спецтехники
Ломовоз – это специализированный самосвал с кузовом большого объема и усиленным шасси. В нашей стране чаще всего они изготавливаются на базе КамАЗов или МАЗов. Чтобы противодействовать острым углам кузов машины обшивается прочным листовым металлом с толщиной 6 мм по днищу и 4 мм на боках.
Конструктивно ломовоз состоит из:
- шасси с установленном на нем рабочей платформой;
- грузового контейнера;
- грейфера;
- манипулятора с захватом.
Объем кузова спецтехники составляет 23–24 кубометра, а грузоподъемность до 20–25 т в зависимости от конкретной модели. Борта кузова имеют большую высоту и специально усилены, чтобы противодействовать распирающему давлению груза.
К особенностям эксплуатационных требований к ломовозам можно отнести:
- высокая производительность, работа с вторсырьем любой массы и конфигурации;
- хорошая маневренность даже на стесненных площадках;
- простота выгрузки при высоком качестве очистки кузова;
- прочные борта и дно самосвального ковша;
- наличие собственного манипулятора для погрузки;
- универсальность, позволяющая использовать машину для различных работ;
- перевозка лома в контейнерах или навалом;
- антиопрокидывательная конструкция;
- шасси с не менее чем тремя осями.
Погрузочно-разгрузочные работы
Удобство погрузки обеспечивается наличием манипулятора. В зависимости от конструкции захватное приспособление может быть:
- электромагнитного типа;
- с крюком;
- грейферные.
Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки. Так магнитный захват требует наличия усиленных аккумуляторов. Крюк – универсален, но не подходит для мелких фрагментов и требует значительного времени на погрузку. Грейфер не подходит для небольших кусков лома.
Манипулятор размещается либо на задней кромке шасси, либо позади кабины. Наиболее распространен второй вариант, но первый хорош тем, что позволяет эксплуатировать автопоезд с прицепом. Но разгрузку в этом случае приходится производить вбок.
заднее расположение манипулятора
Наиболее функциональны гидравлические погрузочные устройства. Их грузоподъемность достигает 5 т, а при максимальном вылете стрелы – не менее 1,5 т.
Рабочая платформа автомобиля может наклоняться на угол до 40–50 градусов, что обеспечивает легкую самовыгрузку без привлечения дополнительного труда. Самосвальный кузов в зависимости от модели может иметь задний или боковой наклон.
Эксплуатация ломовозов
Основное применение подобной спецтехники – это городские перевозки. Машина должна самостоятельно обеспечить погрузку металлолома без привлечения дополнительной техники и перевести его на пункт назначения. Обычно это база втормета.
Часто в месте получения груза применение другой техники из-за стесненных размеров участка невозможно. Поэтому наличие дополнительной механизации – это положительное качество несмотря на увеличение габаритов машины и снижение ее загрузки. Все работы выполняются водителем автомобиля, поэтому требуют высококвалифицированного персонала.
В нашей стране чаще всего встречаются ломовозы на базе МАЗа или КамАЗа. Эта спецтехника имеет колесную формулу 6х2 и гидравлические манипуляторы-погрузчики, чаще всего грейферного типа. Модели на шасси КамАЗ производят специализированные предприятия Аугер-Трак и СДМ-Карат. Особенностью предложения этих компаний является то, что клиентам предлагаются не только типовые модели, но и специально разработанные под требования клиента.
ломовоз с грейферным захватом
Дополнительные возможности
Конструкция ломовоза позволяет использовать технику не только при перевозке металлолома, но и в других случаях. Наиболее востребованным этот тип машин является в коммунальном хозяйстве и строительстве.
Автомобили-ломовозы часто используют для транспортировки металлических деталей, техники, вывозимой для утилизации. С помощью них демонтируют различные небольшие конструкции, перевозят навалом щебень, а также кирпич, строительные каменные материалы в поддонах. Например, при обустройстве улиц с помощью такой техники можно обеспечить выгрузку поддонов с поребриком непосредственно к месту проведения работы.
Поделиться: